Обслуживание аккумуляторной батареи

Предупреждение: на машине с инжекторным мотором во время его работы ни в коем случае недопустимо отсоединять аккумулятор. Это в лучшем случае может обернуться сбоем контроллера системы управления впрыском. А в худшем – к выходу его из строя.

Существующие автомобильные аккумуляторы делятся на 4 вида:

  • Обслуживаемые;
  • Необслуживаемые;
  • Малообслуживаемые;
  • Гибридные.

Будут рассмотрены достоинства и недостатки каждого вида.

Обслуживаемые аккумуляторы в наше время отыскать очень сложно. В настоящее время они выпускаются только в странах СНГ. В отличие от других типов, у малообслуживаемых батарей мало достоинств и много недостатков:

  • Высокая цена;
  • Хрупкость эбонитового корпуса;
  • Заливаемая сверху мастика из-за перепадов температур и загрязнений быстро утрачивает изоляционные свойства. Это становится причиной ускоренной и самовольной разрядки аккумулятора.
  • Необходимость частого удаления грязи с мастики и добавления воды через каждые пять-семь тысяч километров.

Единственное достоинство, которое хочется отметить, – это возможность замены рабочего блока пластин.

Малообслуживаемые аккумуляторы встречаются повсеместно. Они отличаются разнообразной стоимостью. Надежные корпуса этих аккумуляторов состоят из пластика. Добавлять воду нужно каждые 20 – 30 тыс. км.

Гибридные аккумуляторы принадлежат к малообслуживаемой разновидности. Единственным исключением являются разносплавные решётки положительных и отрицательных полюсов. Эти батареи сочетают в себе достоинства обеих технологий: высокий ток отдачи, низкое потребление воды и выносливость. Недостаток заключается в низкой распространённости и высокой цене.

Необслуживаемые аккумуляторы отличаются настолько малым расходом воды, что их конструкцией не предусмотрены крышки, и они также не нуждаются в обслуживании. Недостатки заключаются в необходимости проверки указанных ниже фактов:

  • Натяжения ремня генератора;
  • Его работоспособности;
  • Отсутствия утечек в проводке.

Цены на эти аккумуляторы – такие же, как и на малообслуживаемые. Данный вариант будет идеальным для тех, кто уверен в своей машине.

Не рекомендуется глубоко разряжать и заряжать аккумулятор. Такое отношение к нему приведет к так называемой сульфатации пластин, которая проявляется в виде образования на них накипи из труднорастворимого сульфата свинца. Такие аккумуляторы невозможно восстановить.

Во избежание связанных с сульфатацией проблем, необходимо регулярно измерять плотность электролита. Особенно тщательно это надо делать зимой.

По плотности электролита можно узнать, насколько батарея разряжена. Начальный уровень плотности составляет 1,27 грамм на мл. Каждый 0,01 г на мл — это около 6% степени заряженности аккумулятора.

От степени разряда и времени года зависит, когда надо начинать заряжать батарею:

  • Летом – если АКБ разряжена на 50%;
  • Зимой – если 50%.

Как производить зарядку АКБ?

Важное замечание: все потребители тока необходимо отключить перед тем, как покинуть машину. Иначе батарея разрядится очень быстро. Например, габаритные огни полностью посадят её за 30 часов.

Зарядка аккумулятора может производиться двумя способами:

  1. Он установлен на машине, ее мотор работает, и генератор полностью работоспособен. Зарядка осуществляется автоматически. Чем быстрее при этом двигатель крутится, тем лучше идёт зарядка, разумеется, с отключенными ненужными приборами.
  2. Берутся аккумулятор и зарядное устройство, подключаемое к батарее однозначными клеммами. Чем больше ток, тем больший заряд она получит. Следует при этом не перестараться, иначе электролит очень быстро закипит.

Следует также внимательно прочесть руководство по использованию зарядного устройства, так как современные их модели по функциональности стали похожими на микрокомпьютер с множеством кнопок и возможностей.

Существует много моделей зарядных устройств. Все они различаются ценой, качеством, и набором функций.

Не надо бояться того, что случится беда из-за неверного подключения – к счастью, многие зарядники имеют защиту.

Как долго надо заряжать аккумулятор?

Признаком полной заряженности аккумулятора является закипание электролита. Средняя продолжительность зарядки в общем случае составляет от 8 до 10 часов. Она может сильно изменяться в зависимости от того, насколько сильно батарея была разряжена. Когда электролит начнёт кипеть, надо подождать от 10 до 15 минут, и отсоединить зарядное устройство. Именно тогда батарея будет полностью заряжена.

Если же аккумулятор был разряжен до конца, то надо обратить внимание на тип зарядного устройства, а также силу вырабатываемого им тока. Например, 10-амперное устройство сможет зарядить батарею за 6-7 ч. Многие современные зарядные устройства также оснащены автоматическим режимом, выключаясь при достижении полной заряженности.

Чтобы обеспечить наиболее полноценную зарядку полностью посаженного аккумулятора, надо выбирать маленький ток, от 4 до 6 ампер, если зарядное устройство позволяет сделать это. Длительность зарядки при этом составит не меньше 12 часов, но аккумулятор сумеет восстановиться гораздо лучше, чем при зарядке большим током.

По окончанию зарядки корпус аккумулятора рекомендуется просушить и начисто вытереть. На корпус всегда может попасть грязь или кислота, которая вызовет утечку тока и преждевременный разряд. Чтобы проверить, есть ли утечка, надо померить напряжение на поверхности крышки мультиметром. Если оно не равно нулю, то корпус пропускает напряжение. Его надо протереть содовым раствором.

В автомобильных магазинах можно найти большое количество зарядных устройств. Есть и отечественная, и зарубежная продукция.

Последнее замечание: после зарядки и в процессе использования надо периодически проверять работоспособность аккумулятора, чтобы он не подвёл.

Добавить комментарий